Выступая на прошлой неделе на селекторном совещании с регионами, Сергей Кравцов заявил, что за невыполнение показателей реализации нацпроектов отвечать будет не только он и председатель правительства, но и региональные управленцы образованием. Тем самым он обозначил красные линии для региональных министров. Кравцов общался тихим голосом и внешне без эмоций, но в эфире ощущалось напряжение, порой даже страх.
От объективного ЕГЭ – до школ «красной зоны»
Первая и главная задача - выполнение мероприятий Национального проекта "Образование". Министр потребовал от региональных министров образования провести ревизию всех мероприятий Национального проекта по всем контрольным точкам и немедленно сообщить ему лично о возможных рисках срывов.
Сергей Кравцов напомнил, что правительство уже внесло поправки в бюджет по расходам на горячее питание школьников, на доплаты классным руководителям и на создание новых мест в детских садах и школах – т.е. теперь дело за регионами.
ЕГЭ, никаких изменений, вы понимаете?
Вторая по важности задача - объективное проведение Государственной итоговой аттестации.
«Никаких сбоев в организации единого государственного экзамена быть не должно. Это очевидно. Никаких изменений по реализации политики в области проведения единого государственного экзамена, как вы прекрасно понимаете, не будет. Мы должны также чётко, слаженно работать и провести экзамен без сбоев и объективно», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Министр удивленно констатировал, что в большинстве субъектов РФ министры образования настраивают своих губернаторов лишь на выбивание средств на стройку школ и детских садов, при этом никак не настраивают региональных руководителей на меры по улучшению качества образования.
В качестве примера – ОГЭ в 9-х классах и всероссийские проверочные работы в 7-м классе: «От того, насколько объективно пройдут эти процедуры, во многом будет зависеть, достигнем мы показателя нацпроекта или нет», – пояснил Сергей Кравцов.
При этом он отметил, что при проведении всероссийских проверочных работ меры безопасности, применяемые на ЕГЭ, скорее всего, не подходят, но рекомендовал коллегам провести совещания с директорами школ, с начальниками районных муниципальных образований, родителями с целью «разъяснительной работы по поводу объективности», чтобы «понимать реальную картину по всей стране и в отдельно взятой школе».
Пробелы – ликвидировать!
А все школы, в зависимости от результатов ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, НИКО (национальных исследований качества образования), уже условно поделены на три зоны: зелёная, жёлтая и красная.
И хотя смысл такой градации не в наказании директоров или учителей школ «красной зоны», а в организации адресной помощи отстающим учебным заведениям по повышению качества образования, но как раз в этом отставании – большой риск невыполнения ключевого показателя национального проекта: войти в топ-10 стран по качеству общего образования.
И все региональные министры просвещения получат списки этих школ, и совместно с Рособрнадзором будет организована методическая работа с учителями и с учениками этих школ для того, чтобы ликвидировать имеющиеся у них пробелы. Эффективность проведенных мероприятий, по его мнению, должна стать гарантией улучшения результатов российских школьников в международных исследованиях.
Кроме того, на контроле ведомства находятся те директора школ, которые три года подряд необъективно проводят экзамены.
СПО, ИПК и система оплаты труда
Третий приоритет – это развитие системы среднего профессионального образования. Сергей Кравцов дал поручение региональным профильным министерствам проанализировать, насколько программы обучения техникумов и колледжей соответствуют задачам регионального развития. По его словам, Министерство просвещения такой анализ уже проводит, и теперь предстоит сравнить результаты федерального ведомства с самодиагностикой на местах. После этого при необходимости будут скорректированы программы СПО, «чтобы они действительно работали на подготовку кадров для среднего, малого бизнеса, рабочих специальностей».
Четвертая ключевая задача, на которую обратил внимание руководитель главного образовательного ведомства – это институты повышения квалификации. По данным исследования, проведенного Рособрнадзором в рамках нацпроекта, во многих регионах эти учреждения получили низкую оценку. В связи с этим планируется провести анализ эффективности работы ИПК с участием школ и сформировать банк программ дополнительного профессионального образования для педагогов.
Наконец, пятый приоритет касается системы оплаты труда учителей.
«В соответствии с
поручением правительства от 31 декабря 2019 года мы приступаем к анализу региональных систем оплаты, в связи с чем я, уважаемые коллеги, прошу вас в течение недели направить нам в рабочем порядке документы, регламентирующие систему оплаты труда в регионе», – отметил Сергей Кравцов.
Таким образом, мы видим, что приоритеты деятельности нового министра просвещения, с одной стороны, тесно связаны с задачами нацпроекта «Образование», с другой – продолжают линию руководимого им до этого Рособрнадзора на обеспечение объективности оценочных процедур и ГИА. При этом ставка делается на работу со школами зоны риска, показывающими низкие или необъективные результаты.
С первых шагов Сергей Кравцов дал понять: условия игры на поле образовательной политики ужесточаются.